Пролапс митрального клапана (ПМК) – это провисание одной или двух створок клапана в левое предсердие во время систолы. Клиническая значимость ПМК варьирует от пациента к пациенту. В некоторых случаях ПМК является просто следствием нормальной физиологии левого желудочка без значительных клинических последствий, в то время как в других случаях имеется повышенный риск развития мозгового инсульта, аритмии, эндокардита, а также прогрессирования ПМК к тяжелой митральной регургитации.
Примером первых случаев может служить некоторое уменьшение левого желудочка во время пробы Вальсальвы, при которой его уменьшение вызывает относительное удлинение хорд с последующим возникновением ПМК. Примером вторых случаев является тяжелая деформация митрального клапана (МК), которая встречается при его миксоматозной дегенерации, что увеличивает риск развития осложнений, отмеченных ранее.
Многие пациенты с ПМК не имеют клинической симптоматики до определенного момента времени. Однако в более чем 50% случаев ПМК является комплексом симптомов, включающих такие, как сердцебиение, обмороки или боль в сердце. Довольно трудно бывает установить точную причинно-следственную связь между наличием у пациента ПМК и этими симптомами.
При объективном осмотре больного с ПМК этот синдром продуцирует характерную аускультативную картину в виде типичного щелчка, а середине систолы и позднего систолитического шума. Такие тесты как, например, проба Вальсальвы, заставляют щелчок возникать раньше и шум становится сильнее. В некоторых случаях ПМК, доказанного с помощью эхокардиографического исследования сердца, у больного не обнаруживается ни щелчка, ни шума в сердце, в других случаях присутствует только один из признаков ПМК.
Эхокардиологическое исследование с цветным допплером на современном этапе развития кардиологии является «золотым стандартом» в диагностике ПМК.
При этом различают три степени пролабирования МК:
— провисание клапана на 3-6 мм в полость левого предсердия описывается как 1-ая степень пролабирования;
— провисание на 6-9 мм – 2-ая степень
— провисание более 9 мм – 3-ая степень
Обнаружение при эхокардиографии выраженной регургитации требует консультации у кардиохирурга для решения вопроса о возможной хирургической коррекции порока.
Как уже говорилось выше, основные симптомы ПМК – сердцебиение и боль в сердце.
Часто к ним присоединяются обмороки и предобморочные состояния.
Тем не менее многие пациенты с ПМК имеют достаточно доброкачественное клиническое течение болезни.
В тоже время у 10% развиваются такие осложнения как инфекционный миокардит, нарушения мозгового кровообращения, прогрессирование митральной регургитации или внезапная смерть. Прогрессирование митральной регургитации варьирует в зависимости от возраста и пола, и у мужчин это случается в 2 раза чаще.
Нередко также сочетание ПМК с синдромом удлиненного Q-T, что может привести к тяжелой желудочковой эксрасистолии и фибрилляции желудочков.
Главное правило – не занимайтесь самолечением! Это опасно!
Поскольку ПМК может иметь разную степень тяжести и очень часто сочетается с вегетососудистой (ВСД), или, правильнее сказать, с нейроциркуляторной дистонией (НЦД) – необходимо обратиться к специалисту и прежде получить квалифицированную консультацию. Опытный врач поставит вам правильный диагноз и порекомендует необходимое (включая хирургическое) лечение.
Как уже говорилось выше – наиболее частые симптомы ПМК – это сердцебиение и боль в сердце. Иногда к ним добавляются обмороки.
Поставить диагноз НЦД правильно не всегда просто. Это обуславливается несколькими причинами:
— Симптомы НЦД похожи на признаки различных органических поражений сердца
— Широкий круг врачей относительно слабо знаком с функциональной патологией сердца.
— Обычно при наличии сложной и неясной клинической картины врач стремится поставить более серьезный диагноз, например, миокардит.
Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся болезни:
Основным симптомом ИБС почти всегда является стенография – типичная боль за грудиной. Типичная стенокардия давно описана и обычно снимается приемом нитроглицерина.
Однако при НЦД – боль в сердце упорная и продолжается долго – часы, дни. Эта боль никуда не бывает «за грудиной». По характеру при НЦД боль в сердце – ноющая или колющая. Нитроглицерин не снимает эту боль – скорее наоборот, он ухудшает самочувствие больных. По отношению к физической нагрузке – боль появляется после нагрузки.
У больных ИБС – как правило, во время ее.
Кроме симптомов применяется целый ряд инструментальных и лабораторных тестов, чтобы исключить ИБС.
НЦД путают с ревматизмом и ревматическими пороками сердца обычно у пациентов в юношеском и молодом возрасте (так как встречаются эпизоды субфебрильной температуры и боли в суставах или мышцах).
Здесь на помощь приходит эхокардиография (ультразвуковое исследование сердца), которая позволяет исключить пороки сердца. В дополнение к этому – лабораторные признаки стрептококковой инфекции и иммунного воспаления отсутствуют у больных НЦД.
Наиболее часто приходится дифференцировать НЦД с тиреотоксикозом.
В наше время это нетрудно сделать. Необходимо провести сканирование щитовидной железы с препаратом йода 131, а также определить в крови уровень гормонов щитовидной железы.
Помогут в диагностике и клинические признаки – у больных тиреотоксикозом учащенный пульс определяется постоянно, а у пациентов НЦД во время приступа.
Руки пациентов НЦД постоянно холодные в отличие от случаев тиреотоксикоза.
Во-первых, как отмечалось ранее, у больных НЦД множество разнообразных жалоб, которые сопутствуют повышению артериального давления (АД).
Во-вторых, повышение АД сопровождается тахикардией, что редко встречается у пациентов со стабильной артериальной гипертонией (АГ).
В-третьих, у больных НЦД – АД повышается на несколько часов, а у пациентов с АГ оно повышено постоянно (без приема лекарств).
И наконец, после приема мочегонных препаратов у больных с АГ – АД всегда снижается, чего нельзя сказать об НЦД.
НЦД могут принять за признаки бронхиальной астмы или застойной сердечной недостаточности. Подробный опрос больного наряду с инструментальными методами диагностики позволяет отвергнуть эти заболевания.
Учитывая большое многообразие клинических случаев – лечение НЦД является весьма непростой задачей врача.
— диагноз, установленный опытным специалистом в хорошо оснащенной клинике, гораздо легче заслуживает доверия больного. Часто самого диагноза НЦД уже достаточно, чтобы многие симптомы исчезли;
— наследственные факторы – они проявляются в определенных неблагоприятных окружающих условиях. Влияние врача на наследственные факторы ограничено;
— возрастная и гормональная перестройка организма – НЦД, возникающая у юношей и девушек в переходном возрасте, не всегда требует медикаментозной терапии. Роль врача заключается в исключении других более серьезных заболеваний (ревматизм, пороки сердца, миокардит, кардиомиопатия, артериальная гипертония);
— инфекционные факторы – необходима профилактика и санация очагов хронической инфекции (хр. тонзиллит, например);
— психическая травма – часто является пусковым механизмом в развитии НЦД, решающую роль здесь играет ликвидация невротического фона с помощью правильной психотерапии, которую должен проводить любой врач, имея дело с пациентами с НЦД.
Часто бывает достаточно 2-3 бесед с врачом, подкрепленных данными обследований, отвергающих другую, более серьезную патологию. Возможно также применение небольших доз успокаивающих средств, часто растительного происхождения.
Для больных НЦД показаны также: ЛФК, физиотерапия, санаторно-курортное лечение. При этом рекомендуется избегать жары и отдыхать в местах с мягким нежарким климатом, лучше на берегу моря или других крупных водоемов.
Главное – больным с НЦД нельзя заниматься самолечением!
Терапия подбирается опытным врачом-специалистом индивидуально в зависимости от типа НЦД и преобладания одного или нескольких из 6 ведущих симптомов – боль в прекардиальной области, сердцебиение и нарушения ритма, дыхательные расстройства, астенический синдром, синдром вегетососудистой дистонии и вегетососудистых кризов, невротические расстройства.
И здесь нужно руководствоваться двумя главными принципами медицины:
«Прежде всего – не навредить!»
«Лечить не болезнь, а больного!»
В заключение хочется сказать, что процесс лечения НЦД – это, прежде всего, совместная работа врача и самого пациента, и тогда успех будет обеспечен!